Как всё начиналось?

Независимая экспертиза после ДТП в СССР образовалась, с введением системы государственного страхования. Для определения величины выплаты в штат госстраха, были введены специалисты которые, занимались описанием полученных автомобилем повреждений и расчетом величины компенсации. В то время появилась методика в которой для каждой работы имелась своя фиксированная расценка. Эксперт, выбрав набор необходимых работ, мог посчитать стоимость ремонта автомобиля. На полученную выплату при учете того, что в акте осмотра зафиксированы все повреждения, можно было со 100% вероятностью произвести ремонт в государственном техцентре. Споры по выплатам страхового возмещения были минимальны, так как тарифы на ремонт в государственных техцентрах были одинаковы, и мастер-приемщик пользовался при создании заказ-наряда той же методикой, что и эксперт осматривавший автомобиль.

После развала СССР

С приходом рыночной экономики место государственных СТО начали занимать частные техцентры и мастера. Государственное регулирование тарифов на ремонт исчезло, предприниматели начали определять стоимость ремонта исходя из своих затрат и нормы прибыли, а зачастую просто обманывали клиента, включая в счет дополнительные работы.

Кроме того, парк автомобилей начал пополняться иномарками, а существовавшая методика содержала расценки только на автомобили, выпущенные в СССР.

Появление иномарок и исчезновение государственного регулирования тарифов на ремонт автомобилей обусловило необходимость создания новой методики проведения независимой экспертизы, учитывающей рыночную стоимость ремонта.

В начале 90-х годов Государственным Научным Центром Российской Федерации «НАМИ» была разработана первая редакция методики для оценки стоимости транспортных средств РД37.009.015-98, главным нововведением данной методики, стало введение понятия нормо-час.

Количество времени необходимое для ремонта того или иного элемента умноженное на стоимость одного часа работы мастера, даёт отражающую рыночные реалии стоимость.

При условии сильной инфляции и не устойчивого валютного курса стоимость ремонта автомобилей иностранного производства в то время рассчитывались в долларах США и после расчета, пересчитывалась в рубли по курсу на день расчета. Данная практика сохранялась у экспертов вплоть до 2005-2006 годов.

Оценка ущерба от ДТП в наше время

К началу двухтысячных годов в Россию пришла немецкая компания, разрабатывающая программное обеспечение для расчета стоимости восстановительного ремонта автомобилей (AUDATEX) при проведении независимой экспертизы после ДТП. По сравнению с существовавшей тогда программой НАМИ-Сервис, выполненной на платформе DOS и представлявшей собой, по сути, обычный калькулятор с возможностью выбора предварительно заполненного комплекса работ, AUDATEX с его графическим интерфейсом и полным набором комплексов работ, был просто уникален.

Первые версии немецкой программы были на ее родном языке, все работы и детали в калькуляции были на немецком. После расчёта эксперту необходимо было перевести их и создать калькуляцию на русском на основе немецкой.

Это было достаточно трудоемкое занятие, но всё равно лучше и объективней, чем считать всю калькуляцию вручную, тем более что программа позволяла получать оригинальные номера деталей в калькуляции.

После фактически ликвидации методики независимой оценки автомобилей, основой которой были фиксированные расценки, на ВАЗе, ГАЗе, и других предприятиях отечественной автомобильной промышленности начались работы по созданию сборников нормативов трудоемкостей для ремонта отечественных автомобилей, учитывающих не фиксированную стоимость работ, а использующих как базовый принцип – трудоемкость то есть количество нормо-часов необходимых для выполнения той или иной операции, в условиях авторизованного Техцентра.

Группой предпринимателей была создана программа АВТОБАЗА, которая использует похожий на немецкие программы, графический интерфейс, но предназначена для расчета стоимости ремонта автомобилей отечественного производства. Первые версии данной программы были довольно неточными и требовали постоянного вмешательства эксперта, для недопущения двойного учета ремонтных работ и комплексов. С выходом новых версий программа становилась лучше и сейчас вполне пригодна для использования экспертами без значительного вмешательства в расчет.

Все, что вы хотели знать об экспертизе при ДТП

Реальные судебные решения

Выплата страховой: 13 100 руб.
Взыскано по результатам экспертизы «T-Эксперт»: 87 000 руб.
Выплата страховой: 110 695 руб.
Взыскано по результатам экспертизы «T-Эксперт»: 590 698 руб.
Выплата страховой: 61 780 руб.
Взыскано по результатам экспертизы «T-Эксперт»: 225 197 руб.
Выплата страховой: 17 800 руб.
Взыскано по результатам экспертизы «T-Эксперт»: 108 251 руб.
Выплата страховой: 0 руб.
Взыскано по результатам экспертизы «T-Эксперт»: 392 941 руб.