Как подготовить готовый бизнес к продаже

Умение вести переговоры способно творить чудеса – но рассчитывать на них можно, только если вы родились гением убеждения, обладаете задатками гипнотизера или же ваш оппонент зависит от вас финансово. Если вы не так уверены в собственных силах, мы рекомендуем вам серьезно отнестись к предварительной подготовке компании к продаже, ведь хорошее начало – половина дела. Чем тщательнее вы подготовитесь к сделке, тем лучше сможет оценить ваш бизнес потенциальный покупатель, и тем большую выгоду вы сможете получить.

Убеждаемся в правильности решения

Причин для продажи бизнеса может быть множество. Например, на него уходит слишком много сил, или не хватает оборотных средств, или хозяин просто решил переключиться на другую отрасль. Но иногда мысль о продаже компании возникает, только когда владелец окончательно убеждается в ее убыточности, и осознает, что долги растут, и каждый день только приближает его к банкротству. Не будет ли в таком случае попытка продать погибающую компанию лишь пустой тратой времени? Возможно, в такой ситуации имеет смысл провести профессиональную оценку бизнеса и продавать активы по частям.  

Увеличиваем цену бизнеса

Повышаем эффективность активов компании. Даже если ваши дела идут не самым лучшим образом, стоит «сделать хорошую мину при плохой игре» и продемонстрировать покупателям, что компания прекрасно себя окупит. Самый простой способ увеличить прибыль и заодно улучшить впечатление о своей фирме в краткосрочном периоде - потратиться на рекламную кампанию: нанять промоутеров, установить щиты, повесить билборды, даже просто обновить вывеску. Не забывайте вести активную жизнь на сайте и в социальных сетях: регулярно публикуйте новости и фотоотчеты. Также рекомендуется увеличить стоимость самих активов: провести косметический ремонт в помещениях, зарегистрировать торговую марку, заключить новые контракты… все это скажется на итоговой оценке бизнеса. Согласно статистике, после принятия подобных мер по подготовке компании к продаже, владельцы часто сами отказываются расставаться с предприятием, ведь оказывается, что если уделить ему достаточно сил и времени, оно начинает приносить хорошую прибыль… а зачем тогда его продавать?

Готовимся к сделке

Собираем документы. Для продажи бизнеса вам потребуются: акт инвентаризации, аудиторское заключение о составе и стоимости компании, копии бухгалтерских балансов. Крайне рекомендуется получить справку из банка об отсутствии задолженностей и продлить арендный договор. Учтите, что чем дольше после продажи будут действительны все полученные разрешения, тем выше вы сможете оценить бизнес. Еще один не обязательный, но очень полезный документ - маркетинговый обзор, включающий в себя описание производимых товаров и услуг, обзор конкурентов и потребителей, бизнес-план на предстоящий период и т.д.

Кроме того, список необходимых документов может расшириться в зависимости от специфики вашего бизнеса. Например, если вы продаете кафе или продуктовый магазин, то вам дополнительно понадобятся разрешение на торговлю продуктами питаниями, лицензия на розничную торговлю алкоголем, санитарный паспорт, журнал учета дезинфицирующих средств и т.д. Получение всех необходимых справок и документов может занять много времени, поэтому подготовьтесь к продаже заранее.

Определяем подходящее время для продажи. Перед тем, как объявлять о продаже, изучите ситуацию на рынке. Возможно, через полгода ваш бизнес можно будет оценить больше, чем сейчас, а быть может, наоборот, вы только упустите время. Например, если вы решили продавать гостиницу в курортном районе, вам придется учитывать и сезонный фактор, и соседнюю застройку (например, если в ста метрах от вашего отеля через год начнется строительство многоквартирного дома, это гарантированно отразится на оценке бизнеса), и общую политическую обстановку. Еще один важный момент – если ваша компания не уникальна, то для успешной продажи она должна существовать на рынке 3-4 года. Если она была создана совсем недавно и только-только вышла на самоокупаемость, то покупатель не сможет оценить ее потенциал, а значит, вряд ли захочет иметь с ней дело. Иногда лучше повременить, наработать репутацию и продемонстрировать покупателю доказательства устойчивого роста компании.

Заказываем оценку бизнеса у профессиональных оценщиков. Стоимость компании может рассчитываться «на коленке» в одном единственном случае – если вы собираетесь выставить свой бизнес на аукцион. Но и тогда вам придется назначить стартовую цену. Во всех остальных случаях вам понадобится профессиональная оценка бизнеса. Независимый отчет о рыночной стоимости бизнеса будет служить лучшим подтверждением справедливости вашей цены и серьезности вашего подхода к сделке. 

Всё, что вы хотели знать об оценке бизнеса