Составляем претензию в страховую компанию
Несмотря на все разговоры о бюрократическом государстве, обычный россиянин органически отвергает бумажную волокиту. Само слово «жалоба» для нас звучит ужасно. Очень часто люди стараются решить дело тихо-мирно, интеллигентно, не обращаясь к начальству. Мы боимся подставить хорошего человека: вот мы напишем бумагу, что полгода не можем получить страховую компенсацию, а потом окажется, что у менеджера заболел ребенок, и он от переживаний потерял все бумаги, а теперь его уволят, и мы будем виноваты.
Поэтому важно понимать: страховые компании крайне заинтересованы в том, чтобы не выплачивать компенсацию или выплачивать ее как можно скромнее. Заниженная оценка автомобиля после ДТП зачастую поставлена на поток, и те, кто опускают руки после первого же разговора со страховщиком по телефону, способствуют тому, что страховые компании начинают чувствовать свою полную безнаказанность. К тому же ответственность страховщика за то, что его представители высказали вам устно, стремится к нулю. Часто при возникновении спорных вопросов, начинается чехарда менеджеров – сегодня ваш менеджер Петя, а завтра Петя уехал в отпуск и его заменяет Вася, а потом вместо Васи вам почему-то приходится общаться со Светой и в третий раз объяснять ей, в чем состоит суть ваших претензий, и так, пока вы не осознаете в полной мере собственную беспомощность. В таком случае, крайне рекомендуется подача в страховую компанию досудебной претензии.
Зачем нужна досудебная претензия
Досудебная претензия – письменное уведомление о несогласии с решением страховой компании по нашему делу (например по страховке КАСКО или ОСАГО). Ее основное предназначение – служить документальным подтверждением ваших претензий и попыток урегулировать спор мирным путем, если вы все-таки решите подать в суд на страховую. Отсюда другая цель досудебной претензии – побудить безответственную страховую удовлетворить требования клиента в добровольном порядке, не доводя дело до суда. Во многих случаях, особенно если у вас на руках есть результаты оценки автомобиля от независимой компании, страховые компании скорее пойдут на уступки, чем будет платить штраф за несоблюдение своих обязательств и судебные издержки.
Когда составлять
Досудебную претензию к страховой компании обычно пишут в следующих случаях:
- Вы получили отказ в выплате страховой компенсации
- Страховая компания согласна на компенсацию и вы получили результаты экспертизы, но оценка стоимости автомобиля явно занижена
- Вы согласны с посчитанной компенсацией, но не можете ее получить: страховая компания затягивает выплату.
Как составлять претензию
Скорее всего, вы сможете получить бланк претензии в страховой компании. Тем не менее, если вас что-то насторожит в этом бланке, вы имеете полное право написать претензию в свободной форме на обычном листе бумаги. В претензии должно быть указано следующее:
- Ф.И.О. и должность адресата претензии - как правило это директор страховой компании
- Ваши Ф.И.О. контактные данные: адрес и телефон
- Подробное описание страхового случая и действий страховщика
- Суть претензии (желательно с ссылками на законодательство)
- Сроки выполнения требований по претензии, по истечении которых вы подаете в суд
Не забудьте указать дату составления документа. К претензии надо приложить все подтверждающие документы: номер автомобиля, полиса ОСАГО или КАСКО, независимая экспертиза после ДТП (отчет), чеки, если есть. Также перед отправкой претензии вы всегда можете проконсультироваться с автоюристами.
Как отправить претензию
Вы можете:
- отправить досудебную претензию по почте регистрируемым письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
- лично передать в офис страховой компании. У вас на руках должна остаться копия претензии с подписью сотрудника, принявшего у вас документы, и датой, когда это было сделано.
Страховая компания обязана принять у вас претензию и дать письменный ответ в течение тридцати рабочих дней.
Можно ли обойтись без судебной претензии?
Да, если вы твердо намерены обратиться к юристу по ДТП и подать на страховую компанию в суд. Однако если вы все-таки подадите досудебную претензию и получите на нее отказ, то это будет трактовано в вашу пользу во время судебного разбирательства. Кроме того, перед подачей жалобы в суд, вы по закону обязаны попытаться урегулировать спор в досудебном порядке – а претензия является официальным свидетельством ваших действий. Единственное, что вы теряете, подавая досудебную претензию – это время на ее рассмотрение, а выиграть можете гораздо больше.