Жалобы по ОСАГО вышли на первое место в рейтинге претензий к страховым компаниям, поступающих в Банк России.

Больше всего обращений связано с отказами страховых компаний оформлять ОСАГО. Как правило, страховщики ссылаются на отсутствие бланков (это единственная причина, по которой страховые компании официально имеют право отказать в продаже полиса ОСАГО).

На втором месте стоит навязывание дополнительных услуг. Причем «обязательные» платные услуги и нехватка бланков, как правило, мистически связаны: если автовладелец отказывается покупать не нужную ему страховку вместе с ОСАГО, то в компании тут же заканчиваются бланки. По славам главы службы ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Ильи Кочеткова, бывают совсем экзотические случаи – например, когда страхователя вынуждали за оформление полиса ОСАГО проверить аккумулятор за 500 рублей.

Если страховая отказывается оформлять полис ОСАГО или шантажирует нехваткой бланков, перед обращением в суд рекомендуется обзавестись документальными свидетельствами: аудио- или видеозаписями. Если доказательств нет, то шансы выиграть дело крайне малы. То же касается и претензий, связанных с занижением выплат по ОСАГО: чтобы доказать правоту автовладельца предварительно должна быть проведена независимая экспертиза ущерба после ДТП.

Кроме того, часть жалоб связана с тем, что автовладельцы неверно понимают права страховых компаний. Например, страховая компания не обязана принимать заявление на выдачу полиса ОСАГО в день обращения. На принятие решения у нее официально есть 30 дней, о чем зачастую не догадываются автовладельцы.

В настоящее время в Банке России ведется работа по созданию колл-центра, где будут приниматься жалобы от пострадавших страхователей.